джордж бернард шоу

Пигмалион

комедия в 5-ти актах
Перевод а. иванковича
сценическая версия олега богаева
«Пигмалион» — всемирно известная пьеса Бернарда Шоу, написанная в 1912 году. Остроумная, интеллигентная литературная классика ХХ века, впитавшая дух свободы своего века и вместе с тем — жёстких классовых различий, вопрос о которых стоял остро во времена, когда писательская карьера Шоу только набирала обороты. О чём будет спектакль сегодня?
Действие происходит в Лондоне, Англия
Перевод с английского
Арсений Иванкович
сценическая версия пьесы
Олег Богаев
Постановка
Евгений Баранов
Художник-постановщик
Николай Слободяник
художник по костюмам

Татьяна Ногинова

Художник по свету
Евгений Ганзбург
Балетмейстер
Сергей Грицай
Продолжительность спектакля – 2 часа 30 минут с антрактом
Окончание вечернего спектакля в 21.30
Премьера 8 февраля 2025 г.

Действующие лица и исполнители

Элиза Дулиттл

Ангелина СТОЛЯРОВА
Любовь ВИРОЛАЙНЕН

Генри Хиггинс

Засл. арт. России
Михаил РАЗУМОВСКИЙ

Пикеринг

Михаил ЧЕРКАШИН

Миссис Хиггинс

Анна ТВЕЛЕНЕВА

Миссис Пирс

Лариса АБРАКОВА

Альфред Дулиттл

Засл. арт. России
Николай СМИРНОВ

Миссис Эйнсфорд Хилл

Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро»
Татьяна ЗАХАРОВА

Клара

Кристина БЕЛОУСОВА

Фредди

Дмитрий КУШНЕРЁВ
В феврале 2025 года состоится премьера нового спектакля заслуженного артиста России Евгения Баранова «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу в Театре имени Андрея Миронова.

Бернард Шоу — выдающийся английский драматург, настоящий мастер «хлёсткого», точного слова, автор более 60 пьес, 5 романов, многочисленных эссе и статей. Один из двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы, обладатель «Оскара» за сценарий к фильму «Пигмалион». Общественный деятель, один из основателей Лондонской школы и политических наук. И, что немаловажно, второй после Шекспира по популярности драматург в английском театре.

Шоу родился в Дублине, его отец был торговцем зерном, а мать — актрисой. Школу Бернард не любил, даже считал «вредным занятием». Как бы там ни было, обучение пришлось прекратить в 15 лет, и отправиться зарабатывать деньги и помогать семье. Клерк в фирме по продаже земельных участков, кассир, служащий в кампании по недвижимости — таковы были первые профессии Шоу, пока он, наконец, не посвятил себя писательскому делу.

Как часто это бывает, первые романы молодого автора не имели успеха. Однако!

Настоящее признание пришло к писателю, когда он занялся пьесами. И критики, и зрители единогласно сходились во мнении, что это настоящий прорыв в литературном мире.

Особенных похвал удостоилась пьеса Шоу «Пигмалион» — остроумная, во многом жёсткая комедия, исследующая темы классовости, социальных различий, идентичности и трансформации личности человека. Шоу умел не только развлекать зрителя (частый каламбур, полюбившийся жителям англоязычных стран! ‘make a show’), драматургу искусно удавалось заставлять зрителя задумываться о серьёзных вопросах — как житейских, так и глобальных.

Безукоризненный литературный стиль, жгучая ирония, высокий юмор, глубокое понимание человеческой природы — вот что отличает пьесы Бернарда Шоу.

Шоу был активным сторонником многих социальных реформ. Будучи частью Фабианского общества, он рател за установление социализма мирными путями в обществе. Его преданность идеалам социального прогресса и гуманизма ярко проявилась не только в его общественной деятельности, но и в литературе. Шоу никогда не боялся называть вещи своими именами, высказывать своё мнение на публику, каким бы провокационным оно ни было. Он славился своими остротами и дерзкими высказываниями, что сделало его одним из самых обсуждаемых и противоречивых авторов своего времени. Драматург обладал уникальной способностью сочетать комедию с драмой, низкое с высоким, невинное с злободневным, создавая глубокие и запоминающиеся образы для своих героев, которые не теряют актуальности и в наши дни.

Наследие Бернарда Шоу продолжает вдохновлять и, в своём фирменном стиле, по-настоящему «провоцировать» на размышления современных режиссёров и артистов, зрителей и читателей. Его пьесы ставят на театральных подмостках на всём Земном шаре, а идеи и концепции, которые он предложил миру, остаются важными в контексте современных социальных и культурных реалий. Жизнь и творчество Бернарда Шоу — это мощное свидетельство того, как искусство может зажигать сердца и умы, сплачивать людей и инициировать перемены в обществе.
«Пигмалион» — всемирно известная пьеса Бернарда Шоу, написанная в 1912 году. Остроумная, интеллигентная литературная классика ХХ века, впитавшая дух свободы своего века и вместе с тем — жёстких классовых различий, вопрос о которых стоял остро во времена, когда писательская карьера Шоу только набирала обороты.

Название пьесы говорит само за себя. В основу сюжета лёг миф о Пигмалионе. Скульптор изваял прекрасную статую девушки, и всем сердцем полюбил своё творение. Тогда богиня Афродита сжалилась над горе-творцом, и вдохнула жизнь в скульптуру.

В «Пигмалионе» продемонстрировано то, как работа человека над собой — от упражнений с речью и приобретения изящных манер до глубинных внутренних изменений и духовного обогащения — может кардинально повлиять на восприятие человека обществом, а главное — на восприятие человека самого себя.

Интересно, что если «материалом» для пьесы, вобравшей в себя плоды размышлений драматурга над фундаментальными философскими вопросами, стал греческий миф, то «инструментом» в воплощении этих идей послужило не что иное как… фонетика. Долгие годы Шоу увлекался лингвистикой, в частности, звуковым строением языка. Именно поэтому, как полагают литературоведы, прототипом одного из главных героев пьесы Генри Хиггинса стал филолог Генри Суит.

Согласно другим источникам это был друг Шоу, художник-академист Фредерик Лейтон. А образ Элизы Дулитл, наивной молодой цветочницы, над чьей речью и манерами так упорно работал профессор Хиггинс, был «срисован» с очаровательной актрисы и натурщицы Дороти Дин.

С момента создания, пьеса «Пигмалион» полюбилась многим театрам. Впервые зритель увидел спектакль с одноимённым названием в венском Бургтеатре в 1913 году, и позже, в 1914 году, в лондонском Театре Её Величества, и, в том же году, в Санкт-Петербургском театре Сабурова.

На этом интерес к пьесе в России не угас. В 1915 году пьесу ставили Михайловский и Александринский театр. С 1914 года пьесу играли в Москве в Московском драматическом театре Е. М. Суходольской. С 1925 года надолго «Пигмалион» вошёл в репертуар Малого театра. Пьесу ставил театр «Современник», Московский художественный театр имени А.П. Чехова, театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Театр Комедии.

В 2025 году постановку спектакля «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу осуществит заслуженный артист России, актёр и режиссёр Евгений Баранов в Театре имени Андрея Миронова. В этом спектакле будут представлены прекрасные актёрские работы замечательных петербургских артистов. Роль Генри Хиггинса сыграет тонкий, харизматичный артист Михаил Разумовский. Элизу репетируют сегодня две актрисы нашего театра — Любовь Виролайнен и Ангелина Столярова. Роль «образцового джентльмена» Пикеринга сыграет Михаил Черкашин. Роль Альфреда Дулиттла, отца Элизы, исполнит заслуженный артист России Николай Смирнов.

Трёх «Миссис» в спектакле воплотят прекрасные Анна Твеленева (Миссис Хиггинс), Лариса Абракова (Миссис Пирс) и Татьяна Захарова (Миссис Эйнсфорд Хилл).
Влюблённого в Элизу милого Фредди сыграет молодой артист театра Дмитрий Кушнерёв, а дочь Миссис Хилл Клару — Кристина Белоусова.

Перевод Арсения Иванковича, сценическая версия — Олега Богаева.