В феврале 2025 года состоится премьера нового спектакля заслуженного артиста России Евгения Баранова «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу в Театре имени Андрея Миронова.
Бернард Шоу — выдающийся английский драматург, настоящий мастер «хлёсткого», точного слова, автор более 60 пьес, 5 романов, многочисленных эссе и статей. Один из двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы, обладатель «Оскара» за сценарий к фильму «Пигмалион». Общественный деятель, один из основателей Лондонской школы и политических наук. И, что немаловажно, второй после Шекспира по популярности драматург в английском театре.
Шоу родился в Дублине, его отец был торговцем зерном, а мать — актрисой. Школу Бернард не любил, даже считал «вредным занятием». Как бы там ни было, обучение пришлось прекратить в 15 лет, и отправиться зарабатывать деньги и помогать семье. Клерк в фирме по продаже земельных участков, кассир, служащий в кампании по недвижимости — таковы были первые профессии Шоу, пока он, наконец, не посвятил себя писательскому делу.
Как часто это бывает, первые романы молодого автора не имели успеха. Однако!
Настоящее признание пришло к писателю, когда он занялся пьесами. И критики, и зрители единогласно сходились во мнении, что это настоящий прорыв в литературном мире.
Особенных похвал удостоилась пьеса Шоу «Пигмалион» — остроумная, во многом жёсткая комедия, исследующая темы классовости, социальных различий, идентичности и трансформации личности человека. Шоу умел не только развлекать зрителя (частый каламбур, полюбившийся жителям англоязычных стран! ‘make a show’), драматургу искусно удавалось заставлять зрителя задумываться о серьёзных вопросах — как житейских, так и глобальных.
Безукоризненный литературный стиль, жгучая ирония, высокий юмор, глубокое понимание человеческой природы — вот что отличает пьесы Бернарда Шоу.
Шоу был активным сторонником многих социальных реформ. Будучи частью Фабианского общества, он рател за установление социализма мирными путями в обществе. Его преданность идеалам социального прогресса и гуманизма ярко проявилась не только в его общественной деятельности, но и в литературе. Шоу никогда не боялся называть вещи своими именами, высказывать своё мнение на публику, каким бы провокационным оно ни было. Он славился своими остротами и дерзкими высказываниями, что сделало его одним из самых обсуждаемых и противоречивых авторов своего времени. Драматург обладал уникальной способностью сочетать комедию с драмой, низкое с высоким, невинное с злободневным, создавая глубокие и запоминающиеся образы для своих героев, которые не теряют актуальности и в наши дни.
Наследие Бернарда Шоу продолжает вдохновлять и, в своём фирменном стиле, по-настоящему «провоцировать» на размышления современных режиссёров и артистов, зрителей и читателей. Его пьесы ставят на театральных подмостках на всём Земном шаре, а идеи и концепции, которые он предложил миру, остаются важными в контексте современных социальных и культурных реалий. Жизнь и творчество Бернарда Шоу — это мощное свидетельство того, как искусство может зажигать сердца и умы, сплачивать людей и инициировать перемены в обществе.
«Пигмалион» — всемирно известная пьеса Бернарда Шоу, написанная в 1912 году. Остроумная, интеллигентная литературная классика ХХ века, впитавшая дух свободы своего века и вместе с тем — жёстких классовых различий, вопрос о которых стоял остро во времена, когда писательская карьера Шоу только набирала обороты.
Название пьесы говорит само за себя. В основу сюжета лёг миф о Пигмалионе. Скульптор изваял прекрасную статую девушки, и всем сердцем полюбил своё творение. Тогда богиня Афродита сжалилась над горе-творцом, и вдохнула жизнь в скульптуру.
В «Пигмалионе» продемонстрировано то, как работа человека над собой — от упражнений с речью и приобретения изящных манер до глубинных внутренних изменений и духовного обогащения — может кардинально повлиять на восприятие человека обществом, а главное — на восприятие человека самого себя.
Интересно, что если «материалом» для пьесы, вобравшей в себя плоды размышлений драматурга над фундаментальными философскими вопросами, стал греческий миф, то «инструментом» в воплощении этих идей послужило не что иное как… фонетика. Долгие годы Шоу увлекался лингвистикой, в частности, звуковым строением языка. Именно поэтому, как полагают литературоведы, прототипом одного из главных героев пьесы Генри Хиггинса стал филолог Генри Суит.
Согласно другим источникам это был друг Шоу, художник-академист Фредерик Лейтон. А образ Элизы Дулитл, наивной молодой цветочницы, над чьей речью и манерами так упорно работал профессор Хиггинс, был «срисован» с очаровательной актрисы и натурщицы Дороти Дин.
С момента создания, пьеса «Пигмалион» полюбилась многим театрам. Впервые зритель увидел спектакль с одноимённым названием в венском Бургтеатре в 1913 году, и позже, в 1914 году, в лондонском Театре Её Величества, и, в том же году, в Санкт-Петербургском театре Сабурова.
На этом интерес к пьесе в России не угас. В 1915 году пьесу ставили Михайловский и Александринский театр. С 1914 года пьесу играли в Москве в Московском драматическом театре Е. М. Суходольской. С 1925 года надолго «Пигмалион» вошёл в репертуар Малого театра. Пьесу ставил театр «Современник», Московский художественный театр имени А.П. Чехова, театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Театр Комедии.
В 2025 году постановку спектакля «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу осуществит заслуженный артист России, актёр и режиссёр Евгений Баранов в Театре имени Андрея Миронова. В этом спектакле будут представлены прекрасные актёрские работы замечательных петербургских артистов. Роль Генри Хиггинса сыграет тонкий, харизматичный артист Михаил Разумовский. Элизу репетируют сегодня две актрисы нашего театра — Любовь Виролайнен и Ангелина Столярова. Роль «образцового джентльмена» Пикеринга сыграет Михаил Черкашин. Роль Альфреда Дулиттла, отца Элизы, исполнит заслуженный артист России Николай Смирнов.
Трёх «Миссис» в спектакле воплотят прекрасные Анна Твеленева (Миссис Хиггинс), Лариса Абракова (Миссис Пирс) и Татьяна Захарова (Миссис Эйнсфорд Хилл).
Влюблённого в Элизу милого Фредди сыграет молодой артист театра Дмитрий Кушнерёв, а дочь Миссис Хилл Клару — Кристина Белоусова.
Перевод Арсения Иванковича, сценическая версия — Олега Богаева.