Рудольф Фурманов
Американцы свято верят, что у Бога для каждого припасен Шанс, но Богу нужно помочь (нас много — Он один), и потому надо оказаться в правильном месте и в правильное время. Место и время — и ничего больше — это так просто.

Твой шанс — твой характер, редкий дар от Бога. Тебе не было на кого надеяться, да и не было на кого пенять. Жизнь есть жизнь, со своими заморочками. Всё, что есть в твоём активе: твоё дело, твой дом и твои друзья — это всё плод твоих рук и твоего характера. Тебе, Рудольф, есть с чем себя поздравить.
Людмила и Юлиан, Игорь и Маша, а также Анастасия Игоревна ПАНИЧИ / Американцы в Париже

    Биография

    Рудольф Фурманов родился до середины бурного и сурового столетия – в первой половине ХХ века. Его биография так же беспокойная, как и время, в которое он начал свою жизнь.

    Родился 22 октября 1938 года в Ленинграде в семье интеллигентов. В год и 2 месяца потерял мать. Тридцатилетняя красавица Елизавета Иванова, служившая на Гознаке, спортсменка, мастер спорта по прыжкам с парашютом, умерла от туберкулеза, как обязательно написали бы в дореволюционном романе – «от чахотки: болезни грусти и слез» (через полгода после рождения сына ее семья распалась).

    Георгий Капралов, искусствовед и прекрасный театральный критик, запомнившийся миллионом телезрителей в качестве ведущего «Кинопанорамы», находившийся в родственных (хотя и не кровных) связах с Рудольфом Фурмановым, до последнего времени был единственным кто помнил Елизавету Иванову в жизни. Забегая иногда домой к родственникам мужа своей матери Любови Ивановой, урожденной Эркар, он заставал там молодую женщину. «Это была твоя мама, - рассказывал Георгий Александрович Р.Фурманову, - Она была очень красивой и очень печальной. И почти всегда плакала. Как раз в это время она расходилась с твоим отцом…» Умерла Елизавета Иванова в 1940-м году. Мамой маленькому мальчику стала старшая сестра матери, Мария Андреевна Громова, не позволившая отцу маленького мальчика Давиду Фурману отдать ребенка в детский дом. Когда сыну исполнилось три года, произошла самая страшная катастрофа прошедшего века – началась Великая Отечественная война. Будучи ребенком, пережил всю ленинградскую Блокаду. В возрасте 4 лет попал под бомбёжку.

    Голодное детство, неустроенный послевоенный быт (ярко и безжалостно описанный Фурмановым в своих дневниках) компенсировались в мечтах и фантазиях послевоенного мальчишки, в чьем мире на главное место выходили не школа или игры во дворе (хотя играть он любил), а кино и театр, знакомство с влекущим миром которых началось с досконального изучения расклеенных по Ленинграду афиш. Он рос очень веселым, примечательно, что на всех детских фотографиях, кроме одной – блокадной – всегда улыбался.

    Сниматься в кино начал с детства. Его первые картины, в которых он появлялся в эпизодических образах коротко стриженных дворовых пацанов входят сегодня в золотую коллекцию послевоенных детских фильмов. В первую очередь это, конечно, «Первоклассница» Ильи Фреза, «Кортик» Владимира Венгерова и Михаила Швейцера, «Алеша Птицын вырабатывает характер» Анатолия Граника. Снялся более чем в семидесяти фильмах. Самые известные из них: «Собака на сене» и «Благочестивая Марта» (реж.Я.Фрид), «Большая игра» (реж.С.Аранович), «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» (реж.В.Бортко), «Бандитский Петербург» (реж.В.Сергеев), так и не увидевшая пока большого экрана «фильма-тайна» Р.Качанова «Псевдоним для героя», «Мангуст» (реж. К.Капица), фильмы Дмитрия Светозарова «Агент национальной безопасности», «По имени Барон…», «Танцор», «Три цвета любви», «Фаворский», «А.Д.», «Ищите деньги», «Мать-и-мачеха», «Снегурочка», фильмы А.Лебедева «Фуфло», «Дилер» и «Личные обстоятельства». Отдал дань и знаменитым питерским сериалам «Литейный, 4» и «Улицы разбитых фонарей». В 2013 году был приглашен художником и режиссером Александром Адабашьяном для озвучания закадрового текста Автора в кинофильме «Собачий рай».
    В 1962—1964 гг. учился на театроведческом факультете Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского. Окончил Северо-Западный Политехнический институт.

    В 1988 году основал в Ленинграде театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, соединивший в своей модели традиции русского регулярного репертуарного театра и контрактную модель антрепризы. В течение первых 8 лет постановки велись на разных сценических площадках, а в 1996 году театр получил постоянный адрес в Доме с башнями на Петроградской стороне.

    Рудольф Фурманов – яркий театральный актер. С 1988 года и по сегодняшний день на сцене Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова им создано более пятнадцати разноплановых драматических ролей. В его сложном артистическом таланте контрастные краски, которыми он умело пользуется, расставляя точные акценты в сценических образах. При редкой способности гротескно решать свои роли, у Фурманова есть дар, который мало кому достается без труда, просто «по факту рождения» – он фантастически органичен на сцене. Как в роли отчаянного папаши Головлева в «Господах Головлевых» М.Е.Салтыкова-Щедрина, истового шарлатана-гипнотизёра Гросмана в «Плодах просвещения» Л.Н.Толстого, в котором непонятно чего больше: откровенного шарлатанства или артистизма, циничного и вместе с тем очень человечного «Беса» Неизвестного из спектакля «Пучина» А.Н. Островского и полярного Неизвестному деликатнейшего, нелепого и мудрого Гипнотизера Лебедева из «Детектор лжи» Василия Сигарева, гротескного Генерала из спектакля Е. Баранова "Два часа в благородном семействе" по пьесе Александра Амфитеатрова.

    Фурманов прекрасно чувствует современную драматургию, язык, нерв и стиль Сигарева. И еще в артистическом арсенале артиста на сцене проявляется репризность в самом качественном ее театральном применении. Потому что Фурманов – актер, имеющий гигантский опыт работы на концертной эстраде, в тесном актерском партнерстве с корифеями русского театра.

    Путь в театр у Фурманова начался именно на эстраде. Начиная с 1958 года, в драматических отрывках и сценах, ему повезло быть партнером Вадима Медведева, Николая Симонова, Евгения Леонова, Анатолия Папанова, Евгения Лебедева, Владислава Стржельчика, Юрия Яковлева, Михаила Козакова. Это и были его «театральные университеты». Этой части своей жизни он посвятит спектакль «Ах, какая это была удивительная игра!» и книгу «Из жизни сумасшедшего антрепренера», вышедшую в свет в 1998 году в издательстве «Белое и черное», где с дотошностью театрального летописца расскажет о дружбе с великими артистами ХХ века: Н.Симоновым, А.Райкиным, Е.Леоновым, А.Мироновым, И.Смоктуновским, Е.Лебедевым, В.Медведевым, В.Ковель, А.Папановым, Ю.Никулиным, З.Гердтом, С.Филипповым, Г.Товстоноговым, М.Ульяновым, В.Стржельчиком, Алисой Фрейндлих, Ю.Яковлевым, В.Лановым, О.Басилашвили, М.В.Мироновой, о жизни этих замечательных людей, в ее повседневных проявлениях, а не только в моменты триумфа на сцене.
    Рудольф Фурманов – умный, тонкий литератор. Страсть к печатному слову не менее сильна в нем, чем артистическая стезя. В 2003 году родилась его вторая книга – театральный роман «Неугомонный» в двух частях, куда полностью вошла и первая книга автора «Из жизни сумасшедшего антрепренёра», и новая ее часть «Неугомонный». В 2008 году была издана третья книга, получившая, по подсказке Валерия Золотухина, название «Жизнь и происшествия Рудольфа Иванова». В начале 2013 года вышла в свет четвертая книга Фурманова: «Мне снится сон: Андрюша был спасен…», полностью посвященная другу автора – артисту Андрею Миронову.

    Бури и испытания в личной жизни только укрепляли его. В браке с Галиной Фурман (ур.Булановой) 5 марта 1969 года у Рудольфа Фурманова родился сын Владислав, ныне известный театральный и кинорежиссер Влад Фурман, главный режиссер театра имени Андрея Миронова. Из-за ранней потери любимой Р.Фурманов остался один с тринадцатилетним сыном. Один сына и воспитал. В 63 года круто поменял свою жизнь, женившись на 29-летней Диане Кузьминовой, враче. Примечательно, что сын и последняя жена Фурманова родились в Ленинграде в один день, месяц и год. 18 ноября 2003 года у супругов родилась дочь Елизавета, которая с четырех лет выходит в детских ролях на сценические подмостки театра. Рудольф Фурманов – родоначальник целой театральной династии. Его внук Алексей Фурманов окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (курс з.а.России Сергея Бызгу), артист Академического Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова.

    Сегодня Рудольф Фурманов – актёр, режиссёр, антрепренёр, создатель Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, основатель Российской Национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» (учреждена 8 марта 2011 года).

    Народный артист России (2008), заслуженный деятель искусств России (1998), лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга (2012). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013) и III степени (2018), Лауреат премии Правительства России за создание Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова.

    Он – многолик и ярок. Харизматичен, как любят говорить журналисты. Его роли в кино в фильмах Алексея Лебедева «Дилер» и «По личным обстоятельствам» и Дмитрия Светозарова «Снегурочка» по новому раскрыли его актерский диапазон.

    На страницах сайта театра о работе с Фурмановым на съемочной площадке, о его ролях рассказывают коллеги, кинорежиссеры, составляющие славу отечественного кинематографа, у которых снимался артист Фурманов. Это Д.Светозаров, В.Бортко, С.Аранович, А.Лебедев. И Александр Сокуров, кинорежиссер, у которого он еще не снимался, но который видел его актерские работы на экране. Впечатлением о сценических работах артиста делится писатель, драматург Татьяна Москвина и академик РАГН, доктор искусствоведения Лев Иосифович Гительман. О работе с Р.Фурмановым рассказывают театральные режиссеры Валерий Фокин и Андрий Жолдак.

    Лена Вестергольм