После насыщенного мастер-класса с артистами Театра имени Андрея Миронова и студентами театральных вузов профессор кафедры пластического воспитания, кафедры режиссуры, декан факультета Актерского искусства и режиссуры РГИСИ, режиссёр по пластике, режиссёр-постановщик И.С. Качаев дал небольшое интервью пресс-службе Театра.
✏️Как вы думаете, что сегодня у участников мастер-класса лучше всего получилось, а что им, может быть, ещё нужно доработать? Кто-то пришёл более подготовленным, кто-то менее. Были новички и профессиональные артисты, может быть, это играло какую-то роль.
Игорь Качаев: Я не случайно построил свой мастер-класс, начиная от простых упражнений, подготовительных, и заканчивая заданиями, связанными с осмыслением, с импровизационной составляющей во взаимодействии с партнёром.
У артистов получилось услышать ту музыку, тот музыкальный материал, который я давал, и услышать меня в совокупности с этим музыкальным материалом, дабы дать импульс телу, чтобы оно откликнулось на этот ритм и удалось отпустить все проблемы и мысли, сконцентрироваться именно на задании, и как-то даже похулиганить телом.
И артистам, и студентам это удалось. Опять же, повторюсь, в той или иной степени. Почему? Потому что мы все разные. Кто-то уже имеет практику достаточно большую – на подмостках сцены и в кино, а кто-то только начинает свой путь.
С одной стороны, у профессионалов есть плюс, но в то же время есть и минус. Они боятся быть невыразительными, неказистыми, угловатыми. С другой стороны, у молодёжи есть одержимость, смелость, ещё не испорченность штампами, наработками.
Все они, таким образом, были равны сегодня, и поэтому – были смелы.
Для меня это дорогого стоит.
✏️Вы не раз повторили на мастер-классе, что внимание – это одно из важнейших психофизических качеств. Можете дополнить эту мысль? Почему это, допустим, ни ловкость, ни реакция, а именно внимание?
Игорь Качаев: Дело в том, что внимание – это компонент, который связан с нашим мышлением. Вот, я осмысленно направляю свои мысли на конкретную часть тела, я пытаюсь осмыслить и подчинить своему разуму действие, ставлю задачи относительно той или иной части тела.
Зрение, слух, обоняние – всё это в совокупности даёт концентрацию, складывается в единый пучок и направляется на конкретное задание. Так, наша психофизика состоит из этого «конгломерата» качеств.
Без внимания это всё не сработает так, как нужно. Ловкость – это решение, принятое за короткий промежуток времени. Для того, чтобы выполнить ловко акробатический элемент, я должен направить своё внимание на мышцу, на движение в исполнении, например, сальто.
В течение мастер-класса я упоминал такое направление как хатха-йога. В йоге же гигантское внимание обращено к дыханию, к положению тела.
Знаменитый режиссёр Юрий Петрович Любимов, который был основателем труппы в Театре на Таганке во времена Высоцкого, Золотухина, Демидовой, вот как ответил на вопрос: «Что нужно артисту?» Он сказал, что артисту нужно научиться медитировать, чтобы уметь концентрировать внимание в себе, на конкретном задании и на конкретной роли.
Готовясь к спектаклю, я должен сконцентрировать своё внимание на конкретных задачах, которые поставил режиссёр и которые ставятся передо мной, перед ансамблем, который работает.
✏️Вы говорили, что ваша важнейшая цель – это чтобы ваши выпускники, ваши студенты, даже после выпуска оставались в «профессиональной форме». Вы можете дать советы, которым нужно следовать, чтобы оставаться в «профессиональной форме», вне зависимости от того остаётся ли человек в профессии?
Игорь Качаев: Есть такая поговорка – встречают по одёжке, провожают по уму. Всегда приятно видеть людей, которые излучают позитивную энергию, у которых хорошее настроение, которые осмысленно совершают какие-то действия. Неважно актёр это или дворник, водитель, сантехник. Когда приходит человек профессионально подкованный, за ним интересно наблюдать, и ещё большую симпатию он вызывает, если он к тому же здоровый, а здоровье предполагает не только телесный облик.
Бог даёт нам форму, и мы должны эту форму поддерживать.
Мы много сидим и много едим. Однажды моя младшая дочь сказала, как жаль, ведь получается всё, что полезно, это невкусно. Я говорю, ты знаешь, это вкусно, но к этому нужно привыкнуть. И на самом деле это так. Главное, это выработать привычку.
Когда студенты выпускаются, они предоставлены сами себе. Моя задача состоит в том, чтобы за то время, что у нас есть, научить их самодисциплине.
Для человека искусства это особенно важно. Творческая деятельность предполагает некую свободу, и в этой «свободе» нельзя стать внутри «расхристанным». Истинная свобода состоит в высокой самодисциплине. Многие выдающиеся артисты, режиссёры, художественные руководители театров, люди, которых мы знаем из истории, которые творили историю, были дисциплинированы, и своим артистам пытались привить это качество.
Нельзя разбрасываться временем. С каждым годом оно всё дороже и дороже. Поэтому нельзя лишать себя тех сил, которые мы можем приобрести, следуя элементарным правилам. Встать раньше, сделать гимнастику, не пропустить приём пищи. Быть внимательным к себе и не распыляться.
Российский фонд культуры и Российская Национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» представляет Первую Театральную лабораторию «ПРОСТРАНСТВО ФИГАРО. «РУССКИЙ АКТЁР В РЕАЛИЯХ НОВОГО ВЕКА».
✏️Как вы думаете, что сегодня у участников мастер-класса лучше всего получилось, а что им, может быть, ещё нужно доработать? Кто-то пришёл более подготовленным, кто-то менее. Были новички и профессиональные артисты, может быть, это играло какую-то роль.
Игорь Качаев: Я не случайно построил свой мастер-класс, начиная от простых упражнений, подготовительных, и заканчивая заданиями, связанными с осмыслением, с импровизационной составляющей во взаимодействии с партнёром.
У артистов получилось услышать ту музыку, тот музыкальный материал, который я давал, и услышать меня в совокупности с этим музыкальным материалом, дабы дать импульс телу, чтобы оно откликнулось на этот ритм и удалось отпустить все проблемы и мысли, сконцентрироваться именно на задании, и как-то даже похулиганить телом.
И артистам, и студентам это удалось. Опять же, повторюсь, в той или иной степени. Почему? Потому что мы все разные. Кто-то уже имеет практику достаточно большую – на подмостках сцены и в кино, а кто-то только начинает свой путь.
С одной стороны, у профессионалов есть плюс, но в то же время есть и минус. Они боятся быть невыразительными, неказистыми, угловатыми. С другой стороны, у молодёжи есть одержимость, смелость, ещё не испорченность штампами, наработками.
Все они, таким образом, были равны сегодня, и поэтому – были смелы.
Для меня это дорогого стоит.
✏️Вы не раз повторили на мастер-классе, что внимание – это одно из важнейших психофизических качеств. Можете дополнить эту мысль? Почему это, допустим, ни ловкость, ни реакция, а именно внимание?
Игорь Качаев: Дело в том, что внимание – это компонент, который связан с нашим мышлением. Вот, я осмысленно направляю свои мысли на конкретную часть тела, я пытаюсь осмыслить и подчинить своему разуму действие, ставлю задачи относительно той или иной части тела.
Зрение, слух, обоняние – всё это в совокупности даёт концентрацию, складывается в единый пучок и направляется на конкретное задание. Так, наша психофизика состоит из этого «конгломерата» качеств.
Без внимания это всё не сработает так, как нужно. Ловкость – это решение, принятое за короткий промежуток времени. Для того, чтобы выполнить ловко акробатический элемент, я должен направить своё внимание на мышцу, на движение в исполнении, например, сальто.
В течение мастер-класса я упоминал такое направление как хатха-йога. В йоге же гигантское внимание обращено к дыханию, к положению тела.
Знаменитый режиссёр Юрий Петрович Любимов, который был основателем труппы в Театре на Таганке во времена Высоцкого, Золотухина, Демидовой, вот как ответил на вопрос: «Что нужно артисту?» Он сказал, что артисту нужно научиться медитировать, чтобы уметь концентрировать внимание в себе, на конкретном задании и на конкретной роли.
Готовясь к спектаклю, я должен сконцентрировать своё внимание на конкретных задачах, которые поставил режиссёр и которые ставятся передо мной, перед ансамблем, который работает.
✏️Вы говорили, что ваша важнейшая цель – это чтобы ваши выпускники, ваши студенты, даже после выпуска оставались в «профессиональной форме». Вы можете дать советы, которым нужно следовать, чтобы оставаться в «профессиональной форме», вне зависимости от того остаётся ли человек в профессии?
Игорь Качаев: Есть такая поговорка – встречают по одёжке, провожают по уму. Всегда приятно видеть людей, которые излучают позитивную энергию, у которых хорошее настроение, которые осмысленно совершают какие-то действия. Неважно актёр это или дворник, водитель, сантехник. Когда приходит человек профессионально подкованный, за ним интересно наблюдать, и ещё большую симпатию он вызывает, если он к тому же здоровый, а здоровье предполагает не только телесный облик.
Бог даёт нам форму, и мы должны эту форму поддерживать.
Мы много сидим и много едим. Однажды моя младшая дочь сказала, как жаль, ведь получается всё, что полезно, это невкусно. Я говорю, ты знаешь, это вкусно, но к этому нужно привыкнуть. И на самом деле это так. Главное, это выработать привычку.
Когда студенты выпускаются, они предоставлены сами себе. Моя задача состоит в том, чтобы за то время, что у нас есть, научить их самодисциплине.
Для человека искусства это особенно важно. Творческая деятельность предполагает некую свободу, и в этой «свободе» нельзя стать внутри «расхристанным». Истинная свобода состоит в высокой самодисциплине. Многие выдающиеся артисты, режиссёры, художественные руководители театров, люди, которых мы знаем из истории, которые творили историю, были дисциплинированы, и своим артистам пытались привить это качество.
Нельзя разбрасываться временем. С каждым годом оно всё дороже и дороже. Поэтому нельзя лишать себя тех сил, которые мы можем приобрести, следуя элементарным правилам. Встать раньше, сделать гимнастику, не пропустить приём пищи. Быть внимательным к себе и не распыляться.
Российский фонд культуры и Российская Национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» представляет Первую Театральную лабораторию «ПРОСТРАНСТВО ФИГАРО. «РУССКИЙ АКТЁР В РЕАЛИЯХ НОВОГО ВЕКА».