Новости Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова

80 лет со Дня рождения Александра Товстоногова!

В последний день апреля исполнилось бы 80 лет Сандро Товстоногову. Его внезапный и безвременный уход до сих пор отзывается болью в сердцах коллег. Сандрик, Сандро, Александр Георгиевич — как нежно, с уважением и любовью они его называли.

Сандро Товстоногов был выпускником мастерской своего великого отца, Георгия Александровича Товстоногова, в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Учился на одном курсе с Генриеттой Яновской и Камой Гинкасом, и они были большими друзьями. Ему пророчили актёрскую карьеру, особенно после съёмок в легендарной «Республике ШКИД».
Но Сандро буквально унаследовал дело отца. В конце 60-х — начале 70-х вместе с Владимиром Воробьёвым и Юрием Ермаковым возглавлял Ленинградский Ленком. Это был молодой, талантливый, художественный «триумвират» до начала эпохи Геннадия Опоркова.

В 70-х служил главным режиссером Тбилисского русского драматического театра имени Александра Грибоедова. Ставил Шекспира, Вампилова, Арбузова, Шукшина, Горина. Преподавал в театральном институте, где его боготворили также, как когда и его отца.
В Москве возглавлял Театр имени Станиславского. Зрители старшего поколения помнят его «Собачье сердце», одну из первых успешных сценических интерпретаций повести Булгакова. Он ставил за границей, в Югославии. В репертуаре БДТ несколько сезонов шли его «Валентин и Валентина» по пьесе Рощина и «Провинциальные анекдоты» по Вампилову. В 1996 году он поставил в БДТ имени Г.А.Товстоногова спектакль «Фома» по Достоевскому с Евгением Лебедевым в главной роли. Репертуар театра «Балтийский дом» украшали его «Разбойники» Шиллера. Каждому театру, где довелось работать Сандро Товстоногову, он подарил яркие страницы театральной истории, следуя лучшим традициям русской режиссерской школы и уникальному генетическому коду своей удивительной семьи.
В нашем театре Сандро Товстоногов поставил чеховскую «Чайку», репетировал «Гамлета».
20 лет назад Рудольф Давыдович Фурманов говорил о Сандро:
«Единственный состоявшийся в нашем театре спектакль Товстоногова — “Чайка”, если не считать постановку под его руководством к моему 60-летию “Из жизни сумасшедшего антрепренёрa”, где было несколько авторов. “Чайкy” репетировали почти два года. Я с Сандро, будучи в нашем “Славянском базаре”, — в актёрском кафе, написали на носовом платке исполнителей ролей (этот платок, как и множество других уникальных вещей — свидетелей жизни театра, хранится в режуправлении): Дорна должен был играть Игорь Дмитриев, Татьяна Кабанова — Полину Андреевну, Треплева — Родион Приходько, Тригорина — Игорь Скляр, Аркадину — Марина Игнатова. Как меняются планы, знают только люди, делающие театр, это ведь тоже жизнь спектакля. Мне лично очень нравится его “Чайкa”. Кажется, что этот спектакль сделан очень просто, без неожиданностей, без театральной авантюрности, но на сцене находятся живые люди.

Сегодня в “Чайке” Товстоногова играют Екатерина Марусяк и Андрей Астраханцев, Нелли Попова и Александр Чевычелов, Маргарита Бычкова и Зоя Буряк, Евгений Чудаков и Светлана Слижикова, Эрнст Романов и Ефим Каменецкий.

Мне кажется, что Товстоногов поставил “Чайку” в жанре семейной саги. Александр Георгиевич был очень талантливый, интеллигентный, интереснейший человек. Настоящий режиссёр. Я был на его первой застольной репетиции, когда он делал разбор “Чайки”. Это было завораживающе...»
Это были хорошие времена.
Мы предлагаем вспомнить Сандро вместе с программами Рудольфа Давыдовича «У меня ещё есть адреса», посвященными семье Товстоноговых. Приглашаем вас к просмотру.