Николай Дик

ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ
Николай Дик – актёр редкого драматического диапазона и уникального драматического дара, который отмечается как зрителями, так и критиками. Один из самых харизматичных петербургских артистов, находящийся на пике свой творческой формы.
Родился 22 августа 1959 года в Ленинграде
Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.
Член Союза Театральных Деятелей России с 1993 года. В 2013 году за значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга артисту объявлена Благодарность Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Указом Президента России актеру присвоено Почетное звание "Заслуженный артист Российской Федерации".
В контрактной труппе театра имени Андрея Миронова с 1993 года.

В репертуаре:

Андрей Миронов
Михаил Аверьянович, почмейстер
Режиссер Влад Фурман
Премьера – 24 декабря 2011 года
Андрей Миронов
Доктор Эдуард фон Ранке
Режиссер Юрий Цуркану
Премьера – 30 декабря 2009 года
Андрей Миронов
Мистер Лейсестер Пейтон
Режиссер Влад Фурман
Премьера – 3 марта 2007 года
Андрей Миронов
Высокопреосвященный Африкан, он же Химик Махров
Режиссер Юрий Цуркану
Премьера – 6 апреля 2008 года
Играет в спектакле с января 2010 года
Андрей Миронов
Батюшка
Режиссер Влад Фурман
Премьера – 4 февраля 2005 года

Николай Евгеньевич Дик родился в Ленинграде 22 августа 1959 года.

Его путь в профессию с самого начала носил осознанный характер. Еще учась в ЛИАПЕ (Ленинградском институте авиационного приборостроения), с 1981 года юный Николай начал сниматься в кино у известных ленинградских режиссеров Виктора Садовского («Девушка и Грандт») и Семена Арановича («Торпедоносцы» и «Противостояние»).

В 1982 году окончил ЛИАП и поступил в Московский ГИТИС на курс профессора В.П.Остальского, но уже через год, в 1983 году, вернулся в Ленинград, переведясь в ЛГИТМиК (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии) на курс профессора Игоря Петровича Владимирова, руководившего театром имени Ленсовета.

Однако подлинным успехом стала встреча студента с выдающимся театральным педагогом Владимиром Петровым, который угадал в фактурном молодом артисте с огромным темпераментом чистое лирическое начало.
Первые годы работы актера на драматической сцене совпали с неспокойным началом 90-х годов ХХ века, когда российский театр переживал репертуарный кризис. В это время артист пробовал себя в разных драматических коллективах, именно это дало Николаю Дику возможность сыграть такие разножанровые роли мирового репертуара, как доктор Астров, Хлудов, сер Тоби, Самозванец в «Борисе Годунове» Тарталья в «Принцессе Турандот». Однако подлинное развитие артистической личности актера происходит с 1993 года на сцене Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» им.А.Миронова.

В 1993 году Николай Дик принял вошел в творческую команду Влада Фурмана, работавшего над постановкой спектакля «Мёртвые души», где актер сыграл сразу три роли: самого Чичикова, Сабокевича и женскую роль Коробочки.
Острый театральный язык молодого режиссера, превратившего поэму Гоголя в сценический «вертеп», которым заправляют черти и ангелы, позволил артисту в полной мере распорядиться своим полифоническим дарованием, чей драматический диапазон включает в себя, как «басы», так и «контр-теноровые» оттенки. Спектакль в течение двадцати лет имел огромный зрительский успех, его аплодировали зрители, как Европы, так и во многих городах России, до 2013 года он находился в репертуаре артиста, бессменно выходившего на сцену в этом спектакле более 350 раз. В спектакле «Мертвые души» артисту в течение полутора часов сценического действия удалось воссоздать настоящую галерею гоголевских типов. В 1993 году за исполнение ролей в спектакле «Мертвые души» Н.Е.Дик стал лауреатом премии актёрского клуба Союза театральных деятелей Санкт-Петербурга. Спектакль имел огромный критический резонанс.
В течение последних двадцати лет артисту удалось создать на сцене театра им.А.Миронова галерею таких разных образов, как почтмейстер Михаил Аверьяныч в «Палате №6» А.П.Чехова, мистер Лейсестер Пейтон в комедии С.Моэма «Красотка и семья», Эдуард фон Ранке в «Днях нашей жизни» Л.Андреева, Батюшка в «Господах Головлевых» М.Е.Салтыкова-Щедрина, Африкана в «Рыцаре Серафимы» («Беге») М.Булгакова.
Безупречное чувство жанра, тяга к яркой и сочной сценической детали, мощная саморежиссура, организующая роли Н.Е.Дика в безупречном следовании по сквозному действию роли – всё это является отличительными чертами редкого драматического таланта артиста.
Каждую из ролей Николая Дика можно характеризовать как архетип, по которому могут изучаться и человеческая психология, и современная типология. Влияние ролей, исполняемых артистом столь велико, что зрители часто отмечают подлинное слияние актера и персонажа.
Отличительной чертой внутренних выразительных средств актерского таланта Дика является оправдание персонажа, даже если исполняемая им роль отрицательная. При всей безжалостности и сочности, натурализме внешних выразительных средств, которыми артист щедро пользуется на сцене, он владеет редким даром подробного проживания жизни героев, для всех находя точные оправдательные мотивы. Образы артиста всегда многогранны, всегда полифоничны. Это особенно ярко проявилось в исполнении классических ролей Тропачева в «Нахлебнике», где артист безжалостными масштабными мазками рисует своего персонажа, сокрушающего хрупкий интеллигентный мир главного тургеневского героя Кузовкина. Облаченный в современный ковбойский костюм Тропачев-Дика сумел сыграть не только воинствующего хама. Артист смог нарисовать обобщенный портрет убийственного человеческого бескультурья и равнодушия, побеждающего и все сметающего на своем пути.
Совсем иным предстал перед зрителями Эдуард фон Ранке в спектакле «Дни нашей жизни». Артист создал не просто роль, а целый рассказ о душе человека, задвинутого спудом предрассудков, обывательских норм, но в котором бьют живительные ключи духовного очищения.

Тема артиста, которую он проводит на сцене – это поиск добра. Даже если его персонаж отрицательный, как Борис в спектакле «Сны в летнюю ночь» по современной пьесе Леонида Ворона, Дик адресует в зал обязательный и сильно действующий актерский посыл, как будто настаивая на том, чтобы люди, сидящие сегодня в зале должны учились видеть свет в темноте и становиться на сторону тех, кто в данный момент сир, немощен, обижен.
За короткое время перед нами прошла вся жизнь маленького человека, который потерялся в бессмысленном круге пустого существования. Актеру удалось в нескольких эпизодах показать страшную картину разрушения личности, не способной справится с равнодушным маховиком обывательского общества, перемалывающего все на своем пути: ростки человечности, нежности, любви.
Одна из самых ярких, успешных работ Николая Дика сегодня – спектакль «Палата №6». В достаточно условном рисунке роли почтмейстера Михаила Аверьяныча артист нашел невероятную психологическую глубину.
Глядя на актера в этой роли, вспоминаются лучшие образцы русского классического театра: настолько неразрывно связаны здесь школа и талант, профессия и вдохновение.
Николай Дик усвоил и впитал не только уроки корифеев, начиная с мхатовской традиции; ему не чужды принципы театра Михаила Чехова, когда в действие вступают иррациональные, глубоко мистические приёмы игры: кажется, будто призраки, в которых Антон Павлович Чехов вдохнул жизнь сто лет назад, материализуются перед нами и властно заявляют о своих правах на владение сценой. И зрители с замиранием сердца видят, что такое истинное актерское перевоплощение, что такое связь с невидимым, что такое та самая загадочная энергия театра, которая охватывает зрителей целиком, заставляя забыть о жизни вне зрительного зала, – и ради которой люди с таким трепетом каждый раз и приходят в театр.
Много и успешно гастролирует с драматическими спектаклями по Европе. Снялся более, чем в 70 фильмах, в двенадцати был исполнителем главных ролей. Серьезной удачей было исполнение артистом сразу двух главных ролей в фильме «Конь Белый» Г.Рябова.

Огромный успех сопутствовал исполнению этой роли Николаем Диком на гастролях спектакля «Палата №6» в Марселе (Франция) и Дрездене (Германия) где зрители по типично немецкой традиции встречали и провожали артиста топотом ног.
В роли Лейсестора Пейтона в спектакле
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик
Николай Дик

Роли, сыгранные в Театре им. А. Миронова

1993
Чичиков, Собакевич, Коробочка
Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»
(Премьера состоялась 3 сентября 1993 года)
1996
Павел Петрович
Ф. М. Достоевский. «Скандал в „Пассаже“».
(Премьера состоялась 13 февраля 1996 года)
2000
Шамраев
А.Чехов «Чайка»
(Премьера состоялась 12 июня 2000 года)
2005
Батюшка
М. Е. Салтыков-Щедрин. „Господа Г…“ (по роману „Господа Головлёвы“)
(Премьера состоялась 4 февраля 2005 года)
2006
Турунтаев
А.Островский «Пучина»
(Премьера состоялась 14 октября 2006 года)
Тропачев
И.С.Тургенев. „Нахлебник“
(Премьера состоялась 24 декабря 2006 года)
2007
Мистер Лейсестер Пейтон
У. С. Моэм. „Красотка и семья“
(Премьера состоялась 3 марта 2007 года)
Борис
Л.Ворон, И.Ворон «Сны в летнюю ночь»
(Премьера состоялась 24 марта 2007 года)
2008
Высокопреосвященный Африкан, он же Химик Махров
М.Булгаков «Рыцарь Серафимы» («БЕГ») (Восемь снов)
(Премьера состоялась 6 апреля 2008 года)
2009
Доктор фон Ранке
Л.Андреев «Дни нашей жизни»
Премьера состоялась 30 декабря 2009 года
2010
Ламбурд
Марсель Эмэ «Третья голова»
Премьера состоялась 27 ноября 2010 года
2011
Михаил Аверьяныч
А. П. Чехов. „Палата № 6“
(Премьера состоялась 24 декабря 2011 года)

Роли в других театрах

1988
Ленинградский Академический театр имени Ленсовета
Володя; «Старшая сестра».
«Театр на Поклонной» (театр А.Ю.Пузырева)
Браун; «Трех грошовая опера».
Астон; «Сторож».
Тарталья; «Принцесса Турандот».
1989
Ленинградский Молодежный театр
Колесов; «Прощание в июне».
Народный дом
Мешаев; «Событие».
Полковник; «Играем короля»
1990
Народный дом
Карл; «Разбойники».
Изотеатр
Астров; «Дядя Ваня»
Чебаков; «Женитьба Бальзаминова»
1991
Изотеатр
Шуйский; «Смерть Иоанна Грозного».
1992
Изотеатр
Верховенский; «Бесы»
Хлудов; «Бег»
Интертеатр
Клавдий; «Гамлет».
Корбес; «Вечер поздней осенью».
1993
Интертеатр
Самозванец; «Борис Годунов».
Креон; «Медея».
1995
Санкт-Петербургский академический театр комедии им.Н.П.Акимова
Оррин Кеннеккот; «Мужчины в её жизни».
1996
Театр «Особняк».
Полковник. «Лошади в окне»
Санкт-Петербургский академический театр комедии им.Н.П.Акимова
Сэр Тоби; «Двенадцатая ночь».
1997
Санкт-Петербургский академический театр комедии им.Н.П.Акимова
Василий «Зойкина квартира»
1999
Санкт-Петербургский театр «Приют комедианта»
Корниш; «Недосягаемая».
Арт-Питер
Сутенер; «Месье Амедей»
Санкт-Петербургский «Мюзик-Холл»
Савва «Покровские ворота»
2000
Санкт-Петербургский «Мюзик-Холл»
Рудольф; «Кыся».
2002
Санкт-Петербургский «Мюзик-Холл»
Селеван; «Левша».
2003
Санкт-Петербургский «Мюзик-Холл»
Гаспатчио; «Эротикон»
2004
Санкт-Петербургский «Мюзик-Холл»
Русский генерал; «Территория».
2011
«Театр Эрмитаж»
Городченко «Товарищ»

Роли в кино

1981
Тренер. "Девушка и Гранд"
1982
Летчик; «Торпедоносцы»;
1983
Воспитатель; «Крик о помощи»
Милиционер; «Противостояние»
Гимназист; «Иван Павлов»
1984
Таксист; «Плата за проезд»
Мужик; «Небывальщина».
Студент; «Михайло Ломоносов».
1985
Колхозник; «Чемодан чепухи».
Обкомовец; «Дублер».
Чиновник; «Клим Самгин».
1986
Иностранец; «Праздник «Нептуна»;
Казак; «Гулящие люди».
1987
Музыкант. «Взломщик».
Стражник. «Оно».
1988
Пилот. «Торможение в небесах».
Инструктор. «ЧП районного масштаба».
1989
Петр Первый. «Час Х». (Главная роль)
Милиционер; «Собачий пир».
Хулиган; «Ангел хранитель».
Зеленый. «Бакенбарды»
Философ. «Город».
Майор КГБ. «Русский дом» (США)
1990
Виктор. «Сон девственницы» (Главная роль)
Офицер КГБ. «Духов день».
Офицер НКВД; «Николай Вавилов».
Кооператор; «Лох».
Врач; «Анекдоты».
1991
Партос; «Здравствуй, Ленинград!». (Главная роль)
Афганец; «Невозвращенец».
Официант. «Соня».
Сержант. «Афганский излом».
1992
Голощекин, Татлин. «Конь Белый». (Главная роль)
Контрразведчик. «Штабс-капитан».
Офицер НКВД. «Белые одежды».
Психиатр. «Полигон-1».
1993
СЭМ. «Темное будущее» (США).
Бармен. «Прохиндеада-2».
Участковый. «Цинковые мальчики» (Англия).
1994
Ермилов. «Дуняха». Главная роль
Юрка. «Русский транзит»
1995
Судья; «Шуберт»
1996
Следователь; «Хрусталев,машину!»
1997
Федерал; «Шизофрения».
1998
Начальник сыска; «Улица разбитых фонарей».
1999
Владлен; «Убойная сила» (фильм «Мясорубка»). (Главная роль)
2000
Физик Гоша; «Копейка». (Главная роль)
Директор ресторана; «Агент национальной безопасности»
2001
Хозяин кафе. «Крот».
2002
Новый русский; «Вовочка».
Майор ФСБ. «Спецназ».
2003
Граф Нарышкин; «Северный сфинкс».
2004
Фонарев; «Настоящие Менты». (Главная роль)
Киллер Петрович; «Золото партии».
Полковник Челобанов; «Брежнев».
2005
Ребекка; «Чертогон». (Главная роль)
2006
Генерал ФСБ; «Золото Носорога». (Главная роль)
Адвокат Фишмер; «Расписание Судеб». (Главная роль)
2007
Присяжный Бутурлин; «Дюжина присяжных».
Лозовский; «Ментовские войны»
2008
Быковский; «Морские дьяволы»
Следователь; «Опер-группа»
Граф Совиньи «Грибоедов»
2009
Алексеев «Мойщики»
Губернатор Штольц «Сонька – золотая ручка»
2010
Боровский; «Спортивная деревня»
Сомов; «Дорожный патруль»
Николаев; «Судебные приставы»
Галактионов; «Гоблины»
Греков; «Улицы разбитых фонарей»
Мэр; «Наркотрафик»
Барин; «Шаман»
2011
Базин; «Страховщики»
Гоша; «Синбад»
Баринов; «Фельдегеря»
Семаков; «Агент особого назначения»
2012
Уваров, адвокат «Дыши со мной-2»
Быков, олигарх; «Смерч»
2013
Полковник; Зырянов «Гончие»
Тирьян; «Инспектор Купер»