«Театр, как говорил Товстоногов, – это “добровольная диктатура”. Актёры добровольно, по художественным соображениям, подчиняются воле режиссёра. Но при этом режиссёр обязан их увлечь, они должны верить в него. Без лидера театр не может существовать. Человек, попадая в театр, в “террариум единомышленников” – ещё одно определение Товстоногова, попадает на заклание. Должен доказывать своё право заниматься профессией».
«Мы все стояли на мраморной лестнице, которая вела к главному входу театрального института. Поднявшись по этой лестнице, можно было попасть в 45 аудиторию – класс Георгия Александровича. И мы, студенты, наблюдали, как он появлялся у входа. Поскольку он тогда уже был достаточно в преклонном возрасте, поднимался Георгий Александрович достаточно медленно, ему было сложно.
За это время мы успевали ещё раз пройти песню нашего зачина. С него начиналось каждое занятие в мастерской. Георгий Александрович создал спектакль “Зримая песня“, зачины на песни и стихи, и каждый курс делал свою “Зримую песню“.
В нашей аудитории всегда стояло три кресла для Георгия Александровича Товстоногова, Аркадия Иосифовича Кацмана и Ирины Борисовны Малочевской. Когда мы только поступили в институт, нам сразу сказали: “Мы не будем выращивать вас в парниковых условиях. Докажите, что имеете право заниматься профессией”.
Большое счастье было учиться у Георгия Александровича. Его наставления и методы обучения не устаревают.
Если послушать его творческий вечер в Останкино, записанный в 1980 году, – это звучит современно, актуально. Его уроки вне времени. Основы профессии, знания, которыми он владел, то, как обучал нас.
Он всегда говорил, что нужно биться за своё дело, преодолевать препятствия, сложности. Так он воспитывал людей собранных, способных выживать в “террариуме единомышленников”. Мне это очень помогает и в театре, и в кино. Георгий Александрович – большой мастер».