Влад ФУРМАН

Владислав Рудольфович Фурманов
(творческие псевдонимы Влад Фурман, Владислав Буланов)
Режиссёр театра и кино, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, художественный руководитель-директор Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова (с апреля 2021 года)

Жёсткая концептуальность сочетается в режиссёре Владе Фурмане с отменной чувствительностью. Нам не приходится гадать о его системе ценностей – он целиком на стороне культуры, благородства, душевной деликатности, ему жаль несчастных и заблудших, а не тупых и побеждающих. Вот это и есть подлинная режиссура, доверяющая автору, работающая на актёрский ансамбль, и таким путём создающая свой творческий мир
Татьяна Москвина, писатель, театральный критик

Родился 5 марта 1969 года в Ленинграде в артистической семье.
В 1990 году с отличием окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова (курс народного артиста СССР, режиссёра, проф. Г.А.Товстоногова).
С 1990 года режиссёр Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» им. А. Миронова. В кинематографе с 2000 года. Активная творческая жизнь началась с постановок спектаклей на сцене театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, созданного его отцом, народным артистом России Рудольфом Фурмановым. Первый же спектакль, поставленный в 1993 году по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», позволил говорить о наличии у молодого режиссёра собственного метафорического театрального языка.
… Самым большим достоинством спектакля стало то, что Влад Фурман рискнул заговорить со зрителями на своём театральном языке, а на такое и среди более зрелых режиссёров способны очень немногие…
Ольга Быкова, обозреватель газеты «Вечерний Петербург»

Особое место в творчестве режиссёра занимает инсценизация прозы. За время работы в театре поставил более 20 драматических спектаклей по лучшим образцам классической прозы А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, О. Уайльда, Л. Н. Толстого, В. Гюго, Б. Лавренёва, М. де Сервантеса, драматургии Шекспира, И. Бергмана, С. Моэма, А. Миллера и Т. Уильямса. Первый постановщик пьес Василия Сигарева на петербургской сцене.

В качестве артиста исполнил главную роль Позднышева в собственном спектакле «Крейцерова соната» (1997 год). Снимался в кино, в том числе в фильмах «Наркомовский обоз», «Таинственная страсть». В последнем исполнил роль Семёна Кочевого, прообраз кинорежиссёра Романа Кармена.
В 2000 году по решению кинорежиссёра Владимира Бортко, посмотревшего спектакль Фурманова «Обломов», был приглашён в качестве режиссёра-постановщика (совместно с А. Бенкендорфом) телесериала «Бандитский Петербург-4» (фильм «Арестант», 7 серий). В течение последующих трёх лет являлся постановщиком фильмов «Бандитский Петербург-5» (фильм «Опер») и «Бандитский Петербург-6» («Журналист»).

Одновременно со съёмками телесериала «Бандитский Петербург» снимает отдельные серии «Улиц разбитых фонарей» – 5, 6, 7, 8 и «Агента национальной безопасности» 4 и 5 сезон (24 серии и 12 фильмов), став в 2004 году художественным руководителем проекта «Агент национальной безопасности-5».
Мир спектаклей Влада Фурмана пронизан театральностью. Маски, яркие костюмы, переодевания, актёры, театральная игра и шутки, свойственные театру, – всё это публика находит в каждой премьере режиссёра. Его театр не стесняется быть театром. Сегодня в Петербурге – это большая редкость и даже дерзость позволить себе не сбежать в то или иное «модное» направление, а остаться верным себе.
Владимир Кантор, театровед

Успех режиссёру принесли телевизионный сериал «Телохранитель», многосерийные телевизионные художественные фильмы «Мамочка, я киллера люблю», «Террористка Иванова», «Семейный дом», «Куприн» и «Наркомовский обоз».

Спектакли режиссёра «Сорок первый (Дорога в рай)» (по одноимённому рассказу Б. Лавренёва) и «Гупёшка» (по одноименной пьесе В. Сигарева) номинировались на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» как лучшие драматические спектакли.
«Золотого софита» в 2000 году был удостоен сам постановщик спектакля «Сорок первый (Дорога в рай)» (номинация «Лучшая работа режиссёра на малой сцене») и исполнительница главной женской роли Марютки заслуженная артистка России Наталья Панина (номинация «Лучшая женская роль»).
Влад Фурман поставил настоящий спектакль по повести Бориса Лавренёва «Сорок первый». Стоит ввести это определение – «настоящий» – в оценочный обиход взамен морально обанкротившихся «блистательный-замечательный». Потому что в спектакле Фурмана «Дорога в рай» есть несколько главных признаков («три составные...») настоящего драматического искусства, не столь часто выступающих сегодня вместе. Нерастворимая подлинность актёрского переживания и проживания (здесь, сейчас), лаконичная чистота сценического рисунка и ёмкая, глубокая метафоричность… Режиссёрский язык Фурмана не болтлив и не вычурен (хотя и весьма нахален). Он говорит на прекрасном сценическом языке театральной метафоры. Над многими из его спектаклей как будто приоткрыт купол. И если прислушаться, то можно уловить гудение космоса
Лена Вестергольм, театральный критик

За постановку спектаклей по русской классике (в том числе за спектакли «Господа Головлёвы» и «Палата № 6», репетиции которых режиссёр проводил без привычных инсценировок, этюдным методом) 14 января 2012 года Влад Фурман стал Лауреатом Национальной театральной премии имени Евгения Лебедева.

На первой церемонии вручения премии «Золотой носорог» в 2011 году признан лучшим режиссёром года за постановку телевизионного сериала «Террористка Иванова» в категории «Телевизионный сериал (до 12 серий)».
Руководил Лигой режиссёров «ДЕЙСТВИЕ» (Общество режиссёров мастерской Г. А. Товстоногова) (1990–2000). Учредитель кинокомпании «Иллюзия». Член Союза театральных деятелей России. Член Союза кинематографистов России.

С 2011 года по 2015 год – художественный руководитель актёрского курса в Балтийском институте иностранных языков и межкультурного сотрудничества (БИИЯМС).

С апреля 2021 года – художественный руководитель-директор Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.
Я уверен, что у Влада Фурмана просто колоссальная перспектива. Он ещё не дошёл до своего пика. У него мощный талант. Он истинный сын своего отца. И он умеет оценивать талант других, он делает многим судьбу... «Сорок первый» – это просто шедевр. «Мёртвые души» – на грани действительно гоголевского прочтения. В его спектакле то, что Гоголь сам предполагал. Если его внимательно читать, там такие парадоксы, такие цитаты – смеёшься! Мне очень понравилась вторая часть «Маленьких трагедий». Пушкин гениален. А какое прочтение «Моцарта и Сальери»! Прекрасная «Медея»... В «Дон Кихоте» Влад Фурман взял и вытащил элементарную частицу романного слова. Он как будто услышал Борхеса, который сказал, что постмодернистский роман – это «Дон Кихот»! А постмодернизм это общение автора с читателем, общение автора с самим собой. Это абсолютная свобода.

Евгений Жаринов, литературовед, писатель, профессор филологии


18 октября 2021 года стал обладателем награды как лучший исполнитель мужской роли в собственном кинофильме «Родитель» на Chelsea Film Festival (CFF) – международном кинофестивале в Нью-Йорке.
Это был беспрецедентный случай в кинофестивальной практике, когда одна картина завоевала восемь главных призов: лучший фильм, лучший сценарий (авторы сценария Кристина Кузьмина, Андрей Шишов, Влад Фурман), лучшая работа режиссёра (Влад Фурман), лучшая работа оператора (Кирилл Мошкович), лучшая главная женская роль (Ангелина Стречина), лучшая женская роль второго плана (Мария Шукшина) и две лучшие главные мужские роли (Влад Фурман и Михаил Пореченков).
Для режиссёра Влада Фурмана лобовой ход прямолинейного осовременивания русской классики не приемлем. Тем не менее, его спектакли всегда современны и актуальны. Может быть потому, что ставит он всегда только те произведения, которые действительно трогают и цепляют его ум и сердце.
И это всегда передается в зал.
Галина Степанова, театральный критик

Постановки в Санкт-Петербургском театре имени Андрея Миронова

1993
«Продолжение „Идиота“» с Олегом Басилашвили и Фарухом Рузиматовым (Премьера состоялась в 1993 году)

Н. В. Гоголь «Мёртвые души» (Премьера состоялась 3 сентября 1993 года)
1995
И. Бергман «Сцены из супружеской жизни» (Премьера состоялась 16 мая 1995 года, Спектакль прошёл 106 раз, в последний раз сыгран 8 апреля 1999 года)
1996
Ф. М. Достоевский «Скандал в „Пассаже“» (Премьера состоялась 13 февраля 1996 года)
1997
«Крейцерова соната» по мотивам одноимённой повести Л. Н. Толстого и произведению Л.-В. Бетховена (режиссёр-постановщик и исполнитель главной роли Позднышева) (Премьера состоялась 26 марта 1997 года. Спектакль прошёл 118 раз, в последний раз сыгран 16 марта 2002 года)
1998
А. Заливалов «Ах, эти бедные мужчины» (Премьера состоялась 9 июля 1998 года. Спектакль прошёл 53 раза, в последний раз сыгран 27 июня 2001 года)

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» (Премьера состоялась 13 марта 1998 года. Спектакль прошёл 198 раз, в последний раз сыгран 1 февраля 2006 года)
1999
И. А. Гончаров «Обломов» (Премьера состоялась 10 июня 1999 года)
2000
Б. Лавренёв «Сорок первый» (Премьера состоялась 1 апреля 2000 года. Спектакль прошёл 34 раза, в последний раз сыгран 17 января 2002 года)
2001
В. Гюго «Отверженные» (Премьера состоялась 5 ноября 2001 года)

Б. Лавренёв «Роковая любовь» (вторая редакция спектакля «Сорок первый»)
2003
В. Сигарев «Гупёшка» (Премьера состоялась 7 июля 2003 года)
2005
М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Г…» (Премьера состоялась 4 февраля 2005 года)
2007
У. С. Моэм «Красотка и семья» (Премьера состоялась 4 марта 2007 года)
2011
А. П. Чехов «Палата № 6» (Премьера состоялась 24 декабря 2011 года)
2014
Т. Уильямс «Трамвай „Желание“» (Премьера состоялась 27 декабря 2014 года)
2017
А. С. Пушкин «Маленькие трагедии» (Премьера состоялась 24 марта 2017 года)
2018
Еврипид «Медея» (Премьера состоялась 20 апреля 2018 года)
2020
У. Шекспир. «Венецианский купец» (Премьера состоялась 15 февраля 2020 года)
2021
Б. Лавренёв. «Сорок первый» (Премьера состоялась 27 мая 2021 года)

О. Солод, Влад Фурман, Лена Вестергольм «Дни его жизни» (Спектакль о Рудольфе Фурманове) (Премьера состоялась 1 ноября 2021 года)

У. Шекспир «Гамлет» (Премьера состоялась 20 ноября 2021 года)
2022
Н. В. Гоголь. «Мёртвые души» (Премьера состоялась 24 июня 2022 года)
2023
М. де Сервантес «Дон Кихот» (Премьера состоялась 10 ноября 2023 года)
…Режиссёр владеет избранной формой и несёт ответственность за неё...
Ольга Скорочкина, театральный критик

Постановки в других театрах

1990
В. Гольдфельд «Доброе слово»
(Свердловский государственный академический театр драмы)
1990
«Театральная авантюра» по пьесе А. К. Толстого «Кукушкины слёзки» и рассказу А.П.Чехова «Предложение»
(Театр-салон «Санкт-Петербург»)
1990
М. Дьярфаш «Охота в домике лесничего»
(Большой театр кукол)
1994
А. Фугард «Здесь живут люди»
(«Театр Ларисы Малеванной»)
1998
И. Бергман «После репетиции»
(Академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской)
1999
М. Мокиенко «Морозко»
(Русский драматический театр, Таллинн)
2001
А. Миллер «Смерть коммивояжёра»
(Академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской)
2003
Т. Уильямс «Стеклянный зверинец»
(Петрозаводский театр «Творческие мастерские»)
2003
С. Маршак, М. Мокиенко «Сказка о потерянном времени»
(Санкт-Петербургский музыкальный театр «Карамболь»)
2017
А. П. Чехов «Ничтожнейший человек» по мотивам пьесы «Дядя Ваня»
(Выпускной спектакль актёрского курса Влада Фурмана в БИИЯМС)
…Даже подумать страшно, по следам каких актёров и режиссёров они (создатели спектакля – прим. ред. сайта) осмелились пойти. Но как сказал ещё один из великих: «Хотя мир в целом движется вперёд, молодёжи каждый раз приходится начинать заново». И в этом одна из самых чудесных привилегий молодости…
Владимир Полушко, обозреватель газеты «Санкт-Петербургские ведомости»

Режиссёрские работы в кино

2003
«Бандитский Петербург»-4. «Арестант» (совместно с А. Бенкендорфом)
«Бандитский Петербург»-5. «Опер» (совместно с А. Бенкендорфом)
«Бандитский Петербург»-6. «Журналист» (совместно с А. Бенкендорфом)
2003-2004
«Агент национальной безопасности»-4 и 5
2006
«Телохранитель»
2008
«Мамочка, я киллера люблю»
2009
«Террористка Иванова»
2010
«Семейный дом»
2011
«Защита свидетелей»
«Наркомовский обоз»
2014
«На крыльях»
«Куприн»
2016
«Таинственная страсть»
2017
«Гупёшка»
2021
«Наследники» («Две сестры»)
«Родитель»
Есть чёткая концепция в искусстве – зло должно быть наказано. В жизни, к сожалению, не всегда так, но есть надежда, что искусство проецирует в жизнь эту идею.
Влад Фурман

Премии и награды

1993
Лауреат премии актёрского клуба СТД «За новаторскую режиссуру» – за спектакль «Мёртвые души»
1995
Лауреат Первого Международного театрального фестиваля памяти И. М. Смоктуновского
1997
Дипломант Первого Международного фестиваля Русского театра в Париже – за спектакль «Мёртвые души»
2000
Номинация Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» («Лучший драматический спектакль» – «Сорок первый» Б. Лавренёва)
2003
Номинация Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» («Лучший драматический спектакль» – «Гупёшка» В. Сигарева)

Приз зрительских симпатий на фестивале «Виват, кино России!» (За фильм «Бандитский Петербург-4»)
2011
Лауреат премии «Золотой Носорог» (номинация «Лучший режиссёр года» за фильм «Террористка Иванова»)
2012
Лауреат национальной театральной премии имени Евгения Лебедева (за постановку спектаклей по русской классике («Господа Головлёвы», «Палата № 6»)

Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за 2011 год («За достижения в области театрального искусства», постановку спектакля «Палата № 6»)
2013
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации – за заслуги в области искусства
2021
Премии за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшее исполнение главной мужской роли на международном кинофестивале в Нью-Йорке Chelsea Film Festival (CFF) года в кинофильме «Родитель»
2023
Фильм «Чайка» кинокомпании Влада Фурмана «Иллюзия» получил специальный приз на кинофестивале короткометражного и дебютного кино «Короче». Режиссёр фильма - Полина Лазарева, продюсер - Влад Фурман.